Как рисовать в SketchUp на примере стола

Как сделать стол самому

Пример стола

В данной статье мы ответим на вопрос: «Как рисовать в SketchUp». И рассмотрим подробно процесс создания стола в этой бесплатной программе. Информацию о программе SketchUp вы можете найти в энциклопедии «Википедия». Скачать же саму программу не составляет труда, так как она является бесплатной и предлагается для скачивания множеством сайтов, в том числе и официальным.

В данной статье мы рассмотрим моделирование простого стола в SketchUp Make версии 2018. Мы не будем останавливаться на всех возможностях программы, а просто пошагово создадим модель стола (смотрите изображение «Пример стола»). Все размеры стола мы возьмем из статьи С чего начать, или Как заказать распил ДСП.

Создаем боковые стенки стола

Рисуем прямоугольник

Рабочее окно SketchUp

Рабочее окно

Откройте рабочее окно SketchUp.

Внимание! Чтобы вам было проще понять пояснения, по тексту статьи мы предоставили скриншоты работы с программой. Все изображения можно увеличить, нажав на них!

Выбираем в левом верхнем углу инструмент «Прямоугольник». Устанавливаем мышь в начало координат на координатной оси — пересечение синей, красной и зеленой линий.

Нажмите и отпустите левую кнопку мыши, протяните мышь вверх вдоль синей оси на любое расстояние, а потом вдоль красной оси (так же на любое расстояние), снова нажмите и отпустите левую кнопку. В результате вы получите белый прямоугольник в середине рабочего окна. Для увеличения изображения (приближения объекта) покрутите колесо мыши от себя.

Задаем размеры

Рабочий экран SketchUp

Задаем размеры прямоугольника

Не делая никаких сторонних операций, набираем на клавиатуре размеры прямоугольника 580;732. Где 580 — ширина стенки,  а 732 — высота стенки в мм. Откуда мы взяли такие расчеты, вы можете узнать здесь.

Правило ввода размеров! Первой цифрой вводится красная ось (ширина стола), второй – синяя ось (высота стола). Цифры вводятся через знак «точка с занятой». После ввода значений вы увидите введенные вами размеры в нижнем правом углу в панели контроля числовых значений (см. рис. «Задаем размеры прямоугольника»). 

Задаем толщину стенки

Инструменты Выбрать и Вдавить-вытянуть

Инструменты «Выбрать» и «Вдавить-вытянуть»

Чтобы преобразовать двухмерный объект в трехмерный:

  • выберете инструмент «Выбрать»;
  • нажмите на нарисованный вами прямоугольник;
  • нажмите на инструмент «Вдавить/Вытянуть»;
  • нажмите на кнопку Ctrl, снова нажмите на объект и, не отпуская левую кнопку мыши, потяните на себя на любое расстояние. Наш 2-мерный прямоугольник стал 3-мерным (см. рис.);
  • задаем размер толщины стенки стола – вводим на клавиатуре цифру 18, так как мы взяли ДСП с толщиной 18 мм;
  • проверяем в панели контроля числовых значений заданный размер.

Создаем группу

Создание группы в SketchUp

Создаем группу

Чтобы созданную нами стенку стола можно было легко удалить или переместить как единый элемент требуется объединить все линии объекта в одну группу. Для этого:

  • нажмите инструмент «Выбрать»;
  • выделите область вокруг стенки таким образом, что бы весь объект попал внутрь выделенной области. Если вы правильно обвели мышью область, то вся стенка будет подсвечена синим цветом;
  • по нажатию правой кнопки мыши выберете «Создать группу».

Все, одна стенка стола готова.

Дублируем стенку

Так как у стола 2 боковые стенки мы должны продублировать нашу стенку и установить ее на расстояние, которое нам необходимо. В нашем случае мы делаем стол длиной 1000 мм.

Правило расчета расстояния дублирования! Для расчета расстояния перемещения/дублирования объекта необходимо из длины стола (расстояния дублирования) вычесть толщину объекта. В нашем случае – 18 мм (толщина стенки стола и самого ДСП).

То есть:  Расстояние дублирования = 1000 – 18 = 982 мм. Где 1000 — длина столешницы.

Данным расчетом нужно пользоваться, если ваша столешницы идет в стык со стенками. Но в нашем случае мы чертим стол из статьи С чего начать, или Как заказать распил ДСП. А тот стол имеет со всех сторон нависания столешницы над стенками по 10 мм. Поэтому для нашего примера мы учтем и эти нависания.

То есть: Расстояние дублирования = 1000 — 18 — 10х2=962 мм. Где 10х2 — нависания столешницы с левой и с правой стороны стола.

Дублирование объекта в SketchUp

Дублирование объекта

Чтобы продублировать какой-либо объект нужно:

  • выбрать инструмент «Переместить»;
  • нажать кнопку Ctrl;
  • установите указатель мыши в правый нижний угол группы и зажмите левую кнопку мыши. Не отпуская обе кнопки протянуть объект вдоль зеленой оси на любое расстояние. Отпустив кнопки, введите расстояние дублирования – 962 мм. Проверьте, чтобы введенная вами цифра отобразилась в панели контроля числовых значений (см. рис).

Создаем столешницу

Рисуем стол в SketchUp

Создание столешницы

  • выбираем инструмент «Прямоугольник»;
  • в стороне рисуем прямоугольник и вводим размеры «600;1000». Где 600 – глубина стола в мм, а 1000 – длина в мм. Рисовать прямоугольник столешницы можно как вдоль зеленой оси, так и вдоль красной;
  • придаем столешнице толщину, то есть при помощи инструмента «Вдавить/Вытянуть» переводим 2-х мерный объект в 3-х мерный и вводим параметр толщины «18» (18 мм толщина ДСП);
  • инструментом «Выбрать» выделяем мышью всю столешница и создаем группу;
Чертим мебель в SketchUp

Первичная установка столешницы

  • выбираем инструмент «Переместить». Устанавливаем его в нижний ближайший к нам угол (на рисунке «Создание столешницы» он подсвечен розовым узлом «Конечная точка в группе»), тянем до соответствующей стенки и как-бы кладет столешницу сверху на стенки стола. Ваша мышь сама «приклеится» к нужному узлу (на рисунке «Первичная установка столешницы» он подсвечен розовой точкой).

Устанавливаем столешницу с учетом нависания

Инструменты «Вращение» и «Панорама»

Работа в программе SketchUp

Инструменты «Вращение» и «Панорама»

Прежде, чем мы продолжим дальше,  вам необходимо познакомиться еще с 2-мя важными инструментами: инструменты «Вращение» и «Панорама».

Инструмент «Вращение» в SketchUP позволяет вращать объект вокруг оси. Ось вы определяете сами в зависимости от установки мыши. Чтобы вращать объект, вам нужно нажать на левую кнопку мыши на самом объекте, либо где-то в стороне от него и не отпуская кнопку сдвигать мышь в нужную сторона, в том числе вверх и вниз.

Инструмент «Панорама» позволяет смещать рабочий экран. Принцип смещения такой же как и у вращения.

Определение точек смещения

Инструмент Рулетка в SketchUp

Инструмент «Рулетка»

Следующим шагом нам необходимо выполнить смещение столешницы относительно стенки стола на 10 мм по зеленой и красной оси. Так мы реализуем нависание столешницы со всех сторон.

  • используя инструменты вращения, приближения и панорамы установите стол так, чтобы вам хорошо был виден ближайший к вам угол столешницы;
  • теперь активируем инструмент «Рулетка»;
  • устанавливаем мышь в нижний угол столешницы;
  • кликаем и тянем мышь вдоль красной оси. Линия, которую «рисует» инструмент в этом случае будет (и должна быть) также красного цвета.

Обратите внимание, что цвет линии движения рулетки будет совпадать с цветом оси, вдоль которой идет движение и не будет совпадать, если вы ведете мышь не параллельно оси.

Определение точки смещения инструментом Рулетка

Точка окончательного смещения

Протянув мышь на любое расстояние, снова на клавиатуре вводим нужное нам значение — 10 (10 мм смещения). Это мы указали точку смещения столешницы относительно левой стенки стола.

Теперь от установленной точки смещения проводим еще одну операцию с рулеткой, но уже вдоль зеленой оси «на себя». Вводим цифру «10». Так мы получаем точку окончательного смещения столешницы, которая и позволит установить нашу столешницу с нависаниями по 10 мм с каждой стороны.

Перемещение столешницы

Примеры работы в программе SketchUp

Сдвиг к точке окончательного смещения

Ну и последнее действие — смещение столешницы инструментом «Переместить» в точку окончательного смещения. Для этого наводим мышь на группу «Столешница» (в этом случае группа будет выделена синим цветом). И устанавливаем мышь в нижний угол группы — «Конечная точка в группе». Затем перетягиваем группу к точке окончательного смещения.

Чтобы убедиться что наша столешница действительно теперь имеет нависания со всех сторон, воспользуйтесь инструментом «Вращение».

Если вы сделали ошибочную операцию — воспользуйтесь функцией отмены в меню «Изменить».

Создаем заднюю стенку стола

Чем удобен SketchUP, так это тем, что внутренние элементы мебели мы можем самостоятельно не высчитывать. Если при работе на бумаге нам необходимо посчитать каждую деталь, то в данной программе детали, которые ограничиваются другими элементами мебели, будут рассчитываться  самой программой. Покажем это на примере отрисовки задней стенки.

Пример рисования в SketchUp

Рисуем прямоугольник задней стенки

Так как наш стол на данном этапе не имеет четко определенных передней и задней частей, то будем рисовать заднюю стенку на фронтальной (передней) стороне стола. Для этого:

  • выбираем инструмент «Прямоугольник»;
  • устанавливаем мышь во внутренний верхний угол ближней стенки стола;
  • нажимаем на левую кнопку мыши и не отпуская тянем до противоположной стенки. Ваша мышь сама «приклеится» к нужному месту. У курсора мыши вы увидите сообщение «На крае в группе», а в панели контроля числовых значений можно увидеть длину рисуемого объекта = 944 мм;
  • вам остается только задать ширину задней стенки. А она у нас равна толщине материала ЛДСП — 18 мм. Задать ширину вы можете либо точно сдвинув мышь вглубь стола на 18 мм, либо ввести на клавиатуре «18;944»;
  • и последняя операция. С помощью инструмента «Вдавить — вытянуть» «протягиваем» наш прямоугольник вниз на нужную нам высоту задней стенки. У нас она равна 400 мм.

Всё. Стол готов.

И как видите данная программа не такая и сложная. Попробовав один раз, вы сможете создавать свои собственные шедевры мебели. Чего мы вам и желаем!

А чтобы быстрее овладеть навыками работы в SketchUp вы можете ознакомиться с: видео-уроками и воспользоваться  онлайн самоучителем.

С лучшими пожеланиями всем домашним умельцам,
технолог мебельного цеха ООО «ПЛИТ-МАР»
О. Гриневич

Обсуждение закрыто.